На главную Карта сайта Письмо нам
Главная > Выбор редакции > Выбор редакции
Выбор редакции
22.12.2009

«РУССКИЙ И БРАЗИЛЬСКИЙ НАРОДЫ РОДНИТ СИЛЬНОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ЧУВСТВО»

Беседа со священником Василием Гелеваном, настоятелем храма во имя св. мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро

Священник Василий Гелеван родился в 1975 году в городе Хуст Закарпатской области Украины. Обучался на дирижерско-хоровом отделении Брянского училища культуры и в Смоленской духовной семинарии. В 1999–2001 годах отвечал за связи со средствами массовой информации в Смоленском епархиальном управлении в должности пресс-секретаря митрополита Смоленского и Калининградского (ныне – Святейший Патриарх) Кирилла.

В 2001 году поступил в Московскую духовную академию, по окончании которой в 2004 году получил степень кандидата богословия. В том же году хиротонисан во священника. Служил в храмах Брянской епархии. В декабре 2006 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен настоятелем храма св. мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро.

История Зинаидовской церкви восходит к 1926 году, когда русские белоэмигранты, осевшие в Рио, создали общину во имя великомученика Георгия Победоносца. В 1934 году верующие приобрели участок земли под храм в районе Санта-Тереза. Археолог и знаток религиозного зодчества К.Д Трофимов, позднее принявший священный сан, выполнил архитектурный проект в стиле псковских церквей конца XIII – начала XIV веков. Координировал постройку инженер Г.К. Сахаров. Пока шли работы, умерла его жена Зинаида, и Сахаров внес крупную сумму в церковную кассу с условием, что храм будет посвящен небесной покровительнице его супруги. 29 августа 1937 года епископ Сан-Паульский и Бразильский Феодосий (Самойлович; 1884–1968) (Русская Зарубежная Церковь) освятил храм во имя св. мученицы Зинаиды (память – 11/24 октября).

В 1969 году, вследствие конфликта настоятеля храма священника Василия Павловского с частью прихожан, Зинаидовский приход перешел в юрисдикцию Американской митрополии (ныне – Православная Церковь в Америке), но в 1973 году вернулся в лоно Русской Зарубежной Церкви. В 1976 году приход снова приняла к себе Православная Церковь в Америке. После смерти отца Василия в 1998 году богослужения в храме совершали священнослужители Московского Патриархата.

В 1999 году приход св. мученицы Зинаиды вошел под омофор Русской Православной Церкви. В 2003 году Московская Патриархия выделила средства на первый в истории храма капитальный ремонт. 19 февраля 2006 года состоялось великое освящение Зинаидовской церкви, которое возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Кирилл. В основание престола и антиминс, подаренный Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, были заложены мощи одного из новомучеников и исповедников Российских – священномученика Сергия Раквереского[1]. 

– Отец Василий, как складывался ваш священнический путь до отъезда в Бразилию?

– Мой духовный путь начался в родительском доме. Наш отец – протоиерей, что дало возможность присмотреться к священству. Прежде хиротонии было обучение в Смоленской духовной семинарии и Московской духовной академии. В тот период встречались мудрые пастыри, служившие для меня примером.

28 марта 2004 года в академическом Покровском храме Троице-Сергиевой лавры ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений (Решетников) рукоположил меня в диакона, а 7 ноября того же года – в иерея.

Первые шаги в священстве я делал в Покровском храме и Петро-Павловском подворье Троице-Сергиевой лавры. После выпуска из духовной академии я уехал домой, в Брянскую область. Поначалу служил с отцом в церкви во имя преподобного Паисия Величковского, затем исполнял обязанности настоятеля Казанского храма в селе Новоселки.

– С каких пор в Бразилии существует русская диаспора? Из кого она складывалась?

– В 2009 году мы вспоминали столетие начала русской эмиграции в Бразилию. Первые соотечественники, земледельцы, прибывали на юг страны – в штат Рио-Гранде-ду-Сул. Затем последовала волна революционных беженцев. После Второй мировой войны в Бразилию приезжали русские из Харбина, Шанхая и Европы. В наши дни сюда переселяются выходцы из стран СНГ.

– Какое положение занимает в Бразилии Православие?

– Бразилия – молодая страна с формирующейся культурой. Она воспринимает различные веяния, в том числе Православие.
Православных верующих в Бразилии немало. Большую их часть составляют представители исконно православных народов – русские, греки и сирийцы. Необходимо приложить большие усилия, чтобы объединить всех, кто исповедует православную веру. Интересен первый опыт совместной литургии, отслуженной в неделю Торжества Православия этого года духовенством всех канонических Православных Церквей, действующих в Рио-де-Жанейро.

– Есть ли православные среди этнических бразильцев?

– Православные бразильцы – бывшие католики, принявшие правое исповедание. Да, им нелегко: когда вся семья идет в костел, они идут в храм. Но зато каждый такой православный имеет твердую веру.

Хочу добавить, что никогда не ставил перед собой цели заниматься прозелитизмом в инославной среде и специально не выкрещиваю католиков. Дело это неблагодарное. Вот последователи африканских и индейских культов, язычники, неоязычники и сектанты, коих в городе превеликое множество, намного интересней. 

– Как проходит молитвенная и повседневная жизнь Зинаидовского прихода?

– В нашем храме богослужения совершаются по воскресным дням и большим церковным праздникам. Накануне литургии проводится всенощное бдение. По правде говоря, вечерние службы посещает очень мало прихожан, и все они – жаждущие молитвы бразильцы. Посему тропари, стихиры и каноны произносятся на португальском языке, хотя богослужебные тексты всегда читаются по-церковнославянски.


Храм св. мученицы Зинаиды

Храм открыт для посещения ежедневно. Верующие приходят на молебны, панихиды. Бывают у нас и туристы.

– Какие значимые события происходили на приходе в последнее время?

– В 2007 году заработал сайт нашего прихода: www.riordan.ru. В том же году завершились ремонтные работы в приходском доме, который освятил митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон (Удовенко).

В 2008 году проводились Дни России в странах Латинской Америки. В Рио-де-Жанейро они были приурочены к престольному празднику нашего храма – дню памяти мученицы Зинаиды, отмечаемому 11/24 октября. Литургию совершили шесть иерархов Русской Церкви. Впервые в храме служил первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал). Праздник длился два дня. На второй день литургия состоялась у подножия знаменитой статуи Христа-Искупителя на горе Корковадо.

В 2009 году открылась приходская библиотека, представляющая собой собрание книг, переданных русской колонией, и книг на португальском языке. Библиотека призвана сплачивать русскоязычную диаспору в Рио-де-Жанейро и просвещать португалоязычных прихожан, которые через печатное слово будут знакомиться с Православием и русской культурой.

– Кто из прихожан принимает наибольшее участие в приходских трудах?

– Наша паства охватывает все волны русской эмиграции в Бразилию – потомков белоэмигрантов, россиян, родившихся в Харбине и европейских городах, молодежь из России, Украины, Беларуси, Грузии и других стран постсоветского пространства.

Трудно выделить самых активных деятелей прихода. Каждый вносит свою лепту в общее дело. На всенощных помогает Клавдия Фроес. Она переводит тексты, поет в хоре, делится навыками с молодыми певчими – Милицей Пайва, Камилой Кунен и Христиной Салес. Просфоры печет Мария Нунес. Эти мироносицы после литургии организовывают «чашку чая», или, как мы между собой ее называем, «агапэ».

Александр Борисович Кириллов изучает историю нашего прихода. Он обладает обширными знаниями по православной культуре и блестящей памятью. У него скопился богатый архив. Более пяти десятков лет Александр Борисович поет в приходском хоре.

Наш староста, или, как здесь говорят, вице-президент прихода, Димитрий Николаевич Лунин – мой ближайший помощник в самых сложных и повседневных вопросах.
Недавно назначенный на должность бухгалтера Юрий Цезарь (его основная профессия – адвокат) умело распутывает юридические и банковские трудности.
На Милицу Бакич можно положиться при организации праздничных трапез. Она обзванивает всех прихожан и распределяет, кто какие продукты должен принести. Раньше тем же занималась ее мама, Валентина Бакич.

Секретарь прихода Василий Жук по первому зову оповещает прихожан о предстоящих событиях, в два счета оформляет сложнейшие документы, обходя любые бюрократические препоны.

Галина Коротченко каждое воскресенье приезжает за десятки километров, чтобы встать у свечного ящика.

Другие прихожане помогают в быту, тем самым облегчая наше пребывание здесь, за границей. Такой великий наш помощник – Григорий Матузков. Уже и не перечислить всех его приношений.

Хабиб Абдуче, православный сириец, – наш щедрый благотворитель. Храм украшен подаренными им иконами и плащаницами. Недавно он поднес нам в дар плащаницу Божией Матери, изготовленную мастерицами-золотошвеями из монастыря мученицы Феклы в Сирии.

Алтарники Роман Кунен и Маркелл Пайва ведут катехизаторские беседы со вновь приходящими бразильцами. Роман учится в Свято-Троицкой семинарии Русской Зарубежной Церкви в Джорданвилле (США).

Матушка Екатерина руководит церковным хором. Вокруг нее объединены члены прихода, не завязанные на алтарном послушании.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы Православия в Бразилии?

– Русский и бразильский народы роднит сильное религиозное чувство. В Бразилии к познанию веры стремятся как люди среднего и пожилого возраста – серьезные, вдумчивые, так и молодежь. Православие способно дать потребное всем поколениям.
Пока у нас недостаточно ресурсов. Не хватает ряда необходимых вещей. Храмовая библиотека только начала комплектоваться. У духовенства (говорю о себе) нет опыта. Но постепенно все устраивается: люди через интерес к православной иконе восходят к желанию принять истинную веру, возникают молодежные православные союзы, канонические православные архиереи и священники разных юрисдикций в первое воскресенье Великого поста вместе служат литургию. Все это окрыляет и убеждает в том, что у Православия в Бразилии большое будущее.


________________________________________
[1] Священномученик Сергий Раквереский (протоиерей Сергий Флоринский; 1873–1918) с 1900 года окормлял 151-й пехотный Пятигорский полк, расквартированный в Гродненской губернии. Участвовал в русско-японской и Первой мировой войнах. Удостоен государственных и военных наград. С июня 1917 года служил в полевом госпитале в эстляндском городе Везенберге (современный Раквере, Эстония). В декабре 1918 года арестован большевиками по обвинению в причастности к формированию частей белой армии северо-запада России. Расстрелян в лесу Палермо, в пригороде Везенберга. Вскоре был перезахоронен на городском кладбище. В 2002 году причислен к лику святых Русской Православной Церковью. В 2003 году обретены его нетленные мощи. Память совершается 17/30 декабря.

Со священником Василием Гелеваном беседовал Мигель Паласио



http://www.pravoslavie.ru/guest/33252.php