На главную Карта сайта Письмо нам
Главная > Выбор редакции > Выбор редакции
Выбор редакции
29.12.2013

  В августе 2013 года на музыкальном олимпе Петербурга наступило временное затишье. Вспыхнули в мае и погасли в конце июля звезды XXI фестиваля «Звезды белых ночей», закончился XI Международный фестиваль «Три века классического романса» Ирины Богачевой, 11 августа исполнением на новой сцене театра оперы Джузеппе Верди «Травиата» закрылся 230­й юбилейный сезон Мариинского театра. И вдруг новым, долгожданным аккордом прозвучало сообщение об открытии 24 августа Девятого международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой. Санкт-­Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича предоставила сцену своего знаменитого белоколонного Большого зала конкурсантам днем, а вечером на ней же проходили концерты по программе конкурса.
Этот конкурс совпал со знаменательной датой в жизни великой певицы, выпускницы Ленинградской консерватории — 50­летием ее творческой деятельности. «Дитя войны» (так назвала ее Ирина Архипова), пережившая блокаду Ленинграда, дебютировала в Большом театре в 1963 году, еще будучи студенткой консерватории. И хотя Елена Васильевна была принята в труппу Большого театра, но ленинградцы — петербуржцы по праву считают ее «своей» артисткой, впрочем, как и сама Елена Васильевна не оставляет без внимания родной город. Неудивительно поэтому, что в нашем городе будет отмечаться в декабре этого года и юбилей ее творческой деятельности. А в преддверии его Г. Полтавченко уже поздравил Елену Васильевну и вручил ей почетный знак «За заслуги перед Санкт­Петербургом». А заслуги эти, действительно, достойны награды: два года она была художественным руководителем Михайловского (бывшего Малого оперного театра), а главное — это создание в 1996 году Культурного центра Елены Образцовой в Санкт­Петербурге: регулярное проведение конкурса молодых оперных певцов, — подчерк­нем, петербургского конкурса, который лишь единожды из девяти раз был проведен в Москве, но вернулся навсегда на берега Невы, — Международный конкурс юных вокалистов, Творческая школа вокального мастерства, где проводит мастер­классы сама Елена Образцова.
Торжественному открытию предшествовала по традиции пресс­конференция, данная Еленой Васильевной Образцовой 23 августа, накануне открытия конкурса. Она состоялась в фойе большого зала филармонии. В этот день планировалось также открытие выставки художника Тумана Жумабаева, посвященной 50­летию творческой деятельности великой русской певицы. Ровно в 12 часов пресс­конференция, которую вела Динара Булатова, открылась.
Правительство Петербурга представлял вице­губернатор В. Н. Кичеджи, который не только поздравил Елену Васильевну, но и пообещал ей, что в ближайшее время решится вопрос при помощи правительства о выделении здания Культурному центру. И, забегая вперед, сообщу, что, по словам Н. Игнатенко, уже практически достигнута договоренность о том, что это будет отдельное здание внутри Гостиного двора. Так что подарок к грядущему (7 июля 2014 года) юбилею Елены Образцовой будет весьма достойным.
Выступившая затем директор этого Культурного центра Наталья Михайловна Игнатенко (на фото справа) рассказала о тех трудностях, которые стояли перед 9­м конкурсом молодых певцов. Однако, важнее всего результат: конкурс не только состоится, но и ни один из финалистов конкурса не останется без подарка. Наталья Михайловна не стала раскрывать все сюрпризы, которые ждут участников конкурса, но подчеркнула, что ни один спонсор за всю историю существования центра не отказал в просьбе: столь магическое действие оказывает имя Елены Образцовой.
Я обратила внимание на девушку, сидящую в боковом ряду, с роскошным букетом цветов.
Этот букет предназначался Елене Образцовой от одного из спонсоров — «Гранд Отеля Европа», предоставившего свои номера членам жюри. Жюри 9­го конкурса по сравнению с предыдущими конкурсами стало еще более представительным. Помимо уже постоянных членов жюри – Ларисы Гергиевой и Маквалы Касрашвили, — оценивать участников будут дирижер и пианист Ричард Бонинг, певцы Бруно Пратико, Калоджеро Витторио Терранова, Ева Мартон, Тамара Синявская, один из лучших оперных певцов мира Хуан Понс, а также американская певица Грейс Бамбри, критик Сабино Леночи и менеджер Мигель Лерин.
Елена Васильевна — председатель жюри — кратко сообщила о том, как будет происходить конкурс: в первом туре участники исполнят по две оперные арии, во втором– по два камерно­вокальных произведения. Счастливчики, вышедшие в третий тур, продемонстрируют свое искусство в сопровождении Оркестра Государственного Эрмитажа (дирижер — Михаил Татарников).
Рассказывая, Елена Васильевна иногда была вынуждена произносить слово «ой». Извинившись, пожаловалась, что ее просквозило, и некоторые движения вызывают боль. Но держалась она превосходно, с присущим ей юмором отвечая на вопросы журналистов. Первый вопрос касался судьбы молодого певца, как ему (ей) пробиться на сцену, какие камни преткновения встретятся на его пути.
Ответ, естественно, был ожидаем: талант. «Если боженька, как говорится, поцеловал его при рождении, он пробьется».
Несколько отвлекаясь в сторону, хочу заметить, что саму Елену Васильевну «боженька», несомненно, «поцеловал» и наградил блистательным талантом. На выпускном экзамене в Ленинградской консерватории в 1964 году ей впервые за последние 40 лет (разумеется в то время) С. П. Преображенская поставила оценку 5 с плюсом! Она была принята в Большой театр солисткой, а не стажером, и уже осенью 1964 года в составе труппы Большого театра пела в Италии на сцене «Ла Скала». «Когда Елена Образцова пришла в Большой театр, мы сразу поняли, что это большее, чем просто меццо­сопрано, — писал С. Я. Лемешев. — И действительно — началось стремительное развитие ее таланта. Имя Елены Образцовой в очень короткий срок засияло яркой звездой на мировом оперном небосклоне». За первый год работы в театре Образцова исполнила восемь (!) партий.
Продолжая отвечать на вопрос, Елена Васильевна посетовала на то, что сейчас часто можно слышать певцов с хорошим голосом, но без проникновения в сущность роли, в то, о чем они поют. Это одно из отличий старшего поколения от молодежи.
– Артистов моего возраста уже в начале пути отличал жизненный опыт, который делал их интересными для публики, — сказала она. — В этом смысле вопрос «О чем я пою?» для каждого из нас был ясен: мы ощущали это «о чем», а сегодняшние исполнители редко ощущают.
Елена Васильевна вспомнила блокаду и связанный с ней суровый жизненный опыт, о подготовке к роли Кармен, когда она читала книги, чтобы составить представление о том, как петь про любовь, с сожалением отметила, что современная молодежь, увы, книги сейчас читает мало или не читает вообще. Она подчеркнула, что одним из камней преткновения на пути молодежи на большую (в смысле мировую сцену) является слабое знание иностранных языков, и, в особенности — плохое произношение. Ее поколению сцены зарубежных театров были практически недоступны. Более того, гастроли часто сопровождались провокациями, — «советских» не любили.
Она видела, сидя в Нью­Йорке в зале Карнеги­холла, как на концерте Владимира Спивакова в него бросили банку с красной краской, и его белая манишка была забрызгана как будто кровью. Он потом ей сказал: «Лена, я ведь не знал, что в меня кинули банку с краской. Думал, что убили, но решил доиграть до конца». А на следующий день в этом же зале у нее самой был концерт. Елена Васильевна улыбается, рассказывая о том, что к этому концерту она сшила себе роскошное платье, и, выходя на сцену, опасалась, что и в нее бросят чем­нибудь, — испортят платье. Но обошлось: то ли охраной были приняты меры, то ли обаяние молодой певицы с изумительным голосом оказалось выше низменных политических страстей. А вот в Филадельфии и Елене Образцовой пришлось продемонстрировать во время концерта выдержку.
— Я пою в Филадельфии и вижу, как из глубины зала катится к сцене какой­то белый клубок, и такая волна напряжения идет. Думаю: «Будь это бомба, зрители разбежались бы, а так только ноги поджимают», — и продолжаю петь. Я пою: «Я счастлива!», а у самой сердце разрывается от страха. И тут на сцену влетают штук 40 белых мышей. Мне приходится делать вид, что все хорошо, улыбаюсь зрителям, говорю: «Beautiful, beautiful». Сейчас, — продолжила Елена Васильевна, — такого уже нет. Ну, разве только певец поет совсем уж плохо.
Впрочем, выдержку ей приходилось проявлять и во время спектаклей в Большом театре. Она с улыбкой рассказала присутствующим, как совсем еще юной дебютировала в роли Графини в «Пиковой даме». Ее партнер, Зураб Анджапаридзе, в то время уже народный артист Грузинской ССР, а возможно, и СССР (это звание он получил в 1966 г.) был, по словам Елены Васильевны, «хулиганом». Перед самой ее арией, он наклонился к молодой певице, незаметно погладил ее и прошептал: «Мне бы такую бабушку». Я думаю, что обычному человеку трудно было бы не выйти из роли и не расхохотаться. Но актриса выдержала испытание. Вспомнив этот эпизод, актриса сказала, что работа с Анджапаридзе многое дала ей в плане совершенствования артистического искусства.
Возвращаясь к конкурсу, Елена Васильевна добавила, что «таких голосов, как в России нет нигде в мире, да вот еще в Корее очень хорошие голоса». Этот ответ сразу вызвал вопрос о том, какие произошли изменения в голосах певцов, остались ли они такими же, как 50 лет тому назад или… Оказалось, что стало меньше лирических теноров, появились трудности с басами: « Представляете, чтобы в России не найти басов! Такого не было никогда». Действительно, и среди более чем ста участников конкурса басов очень немного.
Я поинтересовалась у Елены Васильевны, как она, выступавшая на всех лучших оперных сценах мира, оценивает современное состояние оперного искусства Петербурга — Мариинского, Михайловского театров — на фоне достижений «мировой» оперы. Она поблагодарила меня за «хороший вопрос», сказав, что, к сожалению, давно не была в Мариинском театре, сама не может оценить его новую сцену, а далее она коснулась животрепещущей проблемы — проблеме современности в оперной режиссуре. Елена Образцова отметила, что сейчас, как никогда ранее, должна усилиться роль директора театра как своего рода «защитника» оперной культуры. Она рассказала, что в постановке «Руслана и Людмилы» Глинки в Большом театре, где она поет партию Наины, в опере­сказке родители вставали и, закрывая детям глаза, выводили их с этой вызывающей постановки Дмитрия Чернякова, который, правда, если верить московской прессе, отнюдь и не обещал «детской» оперы, а ставил спектакль для взрослых. Елена Васильевна предпочитает, «чтобы спектакли ставили так, как это было 50 лет назад, когда режиссер и артисты, стремились понять и воспроизвести на сцене эпоху, в которой происходит действие». Она рассказала, что в современной оперной режиссуре, особенно зарубежной, режиссеры в погоне за зрителем или так называемым «осовремениванием» классики вносят в оперу элементы масскульта. Вот с ними­то и должен бороться директор театра, как и сами актеры­исполнители ролей.
— Как­то я должна была петь Кармен в Германии. Оказалось, что в этой трактовке Кармен — проститутка, а тут и Эскамильо вышел в красных порточках и с красными боксерскими перчатками. И я сказала: «Нет, спасибо». Разругалась с режиссером и несколько лет не пела в Германии. Я считаю, что поступила правильно. Певцы должны с уважением относиться к себе и музыке, и понимать, что многое в жизни зависит от их выбора. А они часто соглашаются петь в идиотских постановках.
Присутствующий на пресс­конференции член жюри Хуан Понс поддержал Елену Васильевну, рассказав о нескольких случаях из своей жизни, когда он не принимал приглашения петь в операх, постановка которых не отвечала его этико­эстетическим принципам. Конечно, великие певцы, достигшие мирового признания, могут позволить себе «иметь принципы», молодежи, только пробивающейся на мировые сцены, с моей точки зрения, в этом плане значительно труднее. И как бы, оппонируя моим мыслям, Елена Васильевна закончила презентацию, сформулировав задачи журналистов:
— Журналисты, пишущие об опере, должны иметь критерии оценки, а не восторгаться всем подряд. Они могут помочь или помешать певцу. Я хочу, чтобы журналисты осознавали, что надо прокладывать путь искусству, учить людей понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
Трудно не согласиться с этими взглядами Елены Образцовой.
В заключение пресс­конференции петербургский художник­импрессионист Туман Жумабаев преподнес актрисе свою последнюю работу — портрет Е. Образцовой в роли Графини из «Пиковой дамы». Пресс­конференция закончилась открытием в этом же зале его выставки «Моя Кармен», непосредственно связанной с юбилеем Елены Васильевны, поскольку эта роль прошла красной линией через всю ее творческую жизнь.
На следующий день в переполненном Большом зале филармонии состоялось торжественное открытие Девятого международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой. 108 конкурсантов из 15 стран мира боролись за звание лауреатов конкурса под строгим оком неусыпного жюри: 30 юношей и 78 девушек, а среди последних — 66 сопрано.
Десять конкурсантов вышли в третий тур: три сопрано, три тенора, два баса и по одному меццо­сопрано и баритону. Труднее всех, естественно, было бороться вокалисткам, обладающим сопрано: 33 конкурсантки на одно лауреатское место!
И вот итоги: 1­я премия (достойных высшей награды — Гран­при не оказалось) — Элеонор Лайонс — сопрано из Австралии; 2­я премия Юрий Власов, наш петербургский бас, артистично исполнивший в третьем туре песню Варлаама из «Бориса Годунова»; 3­я премия — Екатерина Морозова сопрано из Омска, покорившая петербургскую публику исполнением сложнейшей каватины Семирамиды из одноименной оперы Россини. Конечно, с жюри не спорят, но в кулуарах многие слушатели (в том числе и автор этой статьи), делясь впечатлениями, считали, что первое место должно было принадлежать именно ей.
Награждение участников III тура продолжалось, им вручались различные награды, обещанные организаторами и спонсорами конкурса при его открытии. Дипломанты получили специальный приз Благотворительного фонда Елены Образцовой — участие в программах фонда. Элеонор Лайонс получила специальный приз Модного дома Тани Котеговой — возможность сшить концертное платье. Полагаю, что модельеры этого дома обратили внимание на ее невыразительное (с моей точки зрения, конечно) концертное платье. Екатерине Морозовой Фонд Исторической фотографии Карла Буллы предоставил право участия в фотосессии Фотосалона. Специальные призы от Законодательного собрания СПб получили петербурженка Александра Чухина (великолепное меццо­сопрано!) и московский тенор Игорь Морозов, которому был вручен также приз московского театра Геликон­опера — право выступить в музыкальном спектакле. Тенору Александру Мурашову было предоставлено право выступить солистом в одной из программ Большого зала Филармонии. Баритону Алуда Тодуа из Грузии предстоит поездка в Японию с сольным концертом.
Подводя итоги конкурса, Елена Образцова посоветовала двум участникам, представителям сильного пола, приехать на Х конкурс, так как опоздавшие на первый тур двое членов жюри не смогли их прослушать, а их вокальные данные заслуживают внимания. Обернувшись к членам жюри, председатель конкурса погрозила им пальцем со словами: «Будете опаздывать, не буду приглашать».
Конкурс состоялся. Зрители тепло попрощались с Еленой Васильевной и ее «подопечными». Но ненадолго. 24 декабря состоится новая встреча с Еленой Образцовой в ее родном городе по поводу 50­летия дебюта на сцене Большого театра ленинградской студентки, ставшей великой, всемирно известной оперной певицей.

Санкт­Петербург, 2013 г.

Татьяна ЛЕСТЕВА,
член Союза журналистов Санкт­Петербурга