На главную Карта сайта Письмо нам
Главная > Выбор редакции > Выбор редакции
Выбор редакции
21.09.2011

4 августа на сайт поступило письмо от Матросовой-Зыбиной Людмилы Егоровны (http://www.pomnirossiu.ru/index.php?page=76&news=49 ) в котором говорилось:

«В предыдущие годы в избирательные комиссии привлекались представители ветеранских и общественных организаций из числа граждан России, постоянно проживающих в Эстонии. Во время последних выборов в Государственную Думу и Президента России граждане России, проживающие в Эстонии, были отстранены от участия в работе избирательных комиссий. Внятного объяснения, почему Избирком России отказал своим гражданам в доверии, не прозвучало. Напрашивается вывод о том, что граждане России в Эстонии подвержены двойной дискриминации: в Эстонии им отказано принимать участие в выборах Парламента и Европарламента, и Россия отказала в доверии своим гражданам принимать активное участие в выборах Государственной Думы и Президента.
Вопрос: какими документами регламентируется формирование избирательных комиссий в зарубежных избирательных участках? Имеют ли право граждане России, постоянно проживающие в Эстонии, быть привлечены к участию в работе избирательных комиссий, или они имеют право быть всего лишь «подателями» голосов?»

Комиссия по координации и взаимодействию с соотечественниками, проживающими за рубежом, отправила это письмо в Центральную избирательную комиссию РФ.

Был получен следующий ответ:

На Ваше обращение в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации от 26 августа 2011 года №913 о рассмотрении письма Л.Е. Матросовой-Зыбиной сообщаем следующее.

Автор письма обращает внимание на реально существующую проблему, с которой организаторы выборов сталкиваются на федеральных выборах при формировании участковых избирательных комиссий на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации. Не только в Эстонской Республике, о которой идет речь в письме, но и на территории любого иностранного государства постоянно проживающие там граждане Российской Федерации не могут быть членами избирательных комиссий.

Согласно требованию подпункта «а» пункта 1 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Это положение, равно как и положение подпункта «а» пункта 8 статьи 29 указанного федерального закона, касающееся прекращения полномочий члена избирательной комиссии на основании приобретения им гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство, действуют с 2006 года.

По информации, полученной в Консульском департаменте МИД России, на федеральных выборах в 2007-2008 годах в Эстонскую Республику для формирования участковых избирательных комиссий были направлены 40 сотрудников центрального Аппарата указанного министерства.

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 22 июня 2010 года №14-П признал взаимосвязанные положения подпункта «а» пункта 1 и подпункта «а» пункта 8 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в части, лишающей гражданина Российской Федерации, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, не соответствующими Конституции Российской Федерации.

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находятся два законопроекта, призванные привести рассматриваемые положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в соответствие с указанным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации.

Принимая во внимание, что на федеральных выборах 2011-2012 годов сохраняются указанные ограничения в части формирования участковых избирательных комиссий за рубежом, постоянно проживающие там граждане Российской Федерации могут проявить гражданскую активность, участвуя в деятельности групп содействия участковым избирательным комиссиям, создаваемых в посольствах и консульствах России. По информации МИД России практика создания таких групп, оказывающих содействие участковым избирательным комиссиям в информировании избирателей о дате и месте голосования в стране пребывания, имела место на прошлых федеральных выборах.

Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Е.П. Дубровина