«КИНОклуб на Винзаводе»
С 29 августа по 20 сентября
Открытие: 29 августа в 18:00
Впервые в России будет проведен большой фестиваль, посвященный репрессированным фильмам советской эпохи. История полочного кино насчитывает почти 60 лет, начиная с 1929 г. и заканчивая 1985 г. Многие фильмы были уничтожены и перемонтированы, только малая часть из них пролежала на полке в своем первозданном виде.
В первую часть «Полки» вошли фильмы 1929-1953 гг, отобранные программным директором фестиваля киноведом Евгением Марголитом. Все картины любезно предоставлены Госфильмофондом РФ, сохранившим копии до наших дней и все это время поддерживавшим их в надлежащем состоянии. Наряду с классическими «полочными» фильмами фестиваль представит малоизвестные ленты «формального проката», включая документальное кино и советскую анимацию. Каждый фильм будет сопровождаться лекцией ведущих киноведов и специалистов по истории советского кино: Вячеслава Шмырова, Наума Клеймана, Николая Изволова, Андрея Плахова и других.
Фестиваль представит несколько кураторских веток: культурологический проект Андрея Шемякина «Запретить значит разрешить: парадоксы советской киноцензуры»; программу «полочной» анимации и цикл лекций Георгия Бородина; специальный образовательный блок Анны Гудковой (Generation Campus) с круглыми столами, посвященными феномену советского человека и рекламному постеру. Алексей Юдников и Арина Маракулина (Театр.DOC) проведут читки сценариев запрещенных фильмов, так и не запустившихся в производство. Тема «полочного» кино будет переосмыслена в работах современных художников. Так, например, Александр Петлюра реконструирует целый фрагмент уличной среды советской эпохи, воссоздав быт настоящего советского дворика в зеленом ангаре «Винзавода» и прочтет лекцию по истории советского белья, которое подобно «полочным» фильмам, ощутило на себе гнет идеологии. В рамках фестиваля будут также продемонстрированы авторские коллажи и постеры молодых художников, созданные специально для фестиваля «Полка. Освобожденное кино!».
В рамках специальной программы фестиваля международное креативное агентство Saatchi & Saatchi Russia исследует феномен советской рекламы на примере уникального материала ленинградских киностудий - рекламы, снятой в Советском союзе с 70-х по 1991 г. Парадокс советской рекламы заключался в том, что она рекламировала товары, которых нет, в стране, в которой все есть. При этом над рекламой работали известные режиссеры-документалисты, а снимались в ней самые популярные актеры. Например, Михаил Боярский рекламировал мебель, а Алексей Смирнов рассказывал о пользе ломбардов. Хронометраж роликов составлял от 3-х до 40 минут, что сейчас трудно представить, и каждый из них был своего рода кинематографическим откровением. В рамках «Фестиваля советской рекламы» с 1 по 14 сентября будет показано 2 программы с разной подборкой рекламных роликов. Открытие фестиваля состоится 31 августа в 19:00.
Фестиваль станет шагом к пониманию подлинной, неофициальной истории великого кино советской эпохи, состоящей из «полочных» картин. И возможностью для современного зрителя порефлексировать на эту тему сегодня через живое общение с репрессированными фильмами и знакомство с их историями.
«Программа фестиваля, к сожалению, не сможет вместить все ленты. Только за четыре года работы Конфликтной комиссии, занимавшейся освобождением «полочных» картин, было легализовано и реабилитировано более 250 картин. Фестиваль «Полка» представит самые знаковые из них, включая документальное кино и анимацию, а также фильмы-реконструкции Наума Клеймана и Николая Изволова. Большое место мы отвели лекциям киноведов, предваряющим просмотры, – ведь за каждой полочной картиной стоит настоящая драма, авторские версии искалечены цензурными купюрами, а некоторые фильмы и вовсе уничтожены, потеряны, либо не подлежат полной реконструкции. Поводы для цензурного вмешательства часто доходили до абсурда. Раскрывая судьбы пострадавших фильмов в контексте эпохи мы будем размышлять о феномене «полки» и попробуем приблизиться к подлинной советской кинематографии, живой и освобожденной не смотря ни на что!» - комментирует куратор фестиваля Ольга Паперная («КИНОклуб на Винзаводе»).
Идея – Ольга Паперная.
Программный директор фестиваля «Полка» (часть 1) - киновед Евгений Марголит.
Кураторы: Евгений Марголит, Ольга Паперная
Сокураторы: Андрей Шемякин, Георгий Бородин, Анна Гудкова
ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА:
· «Шкурник», Николай Шпиковский, 1929 г.
Фильм представляет киновед, кандидат искусствоведения Евгений Марголит.
· «Моя бабушка», Котэ Микаберидзе, 1929 г.
Фильм представляет искусствовед и кинокритик Кора Церетели.
· «К счастливой гавани», Владимир Ерофеев, 1930 г.
Фильм представляет киновед, историк кино Александр Дерябин.
· «Гвоздь в сапоге», Михаил Калатозов, 1931 г.
Фильм представляет историк кино Сергей Каптерев.
· «Моя Родина», Иосиф Хейфиц, Александр Зархи, 1933 г.
Фильм представляет киновед, кандидат искусствоведения Евгений Марголит.
· «Гармонь», Игорь Савченко, 1934 г.
Фильм представляет киновед, историк кино Николай Изволов.
· «Дохунда», Лев Кулешов, 1934 г. (фотофильм/ реконструкция Николая Изволова)
Фильм представляет киновед, историк кино Николай Изволов.
· « Прометей», Иван Кавалеридзе, 1935 г.
Фильм представляет украинский кинокритик , киновед и сценарист Сергей Тримбач.
· «Колыбельная», Дзига Вертов, 1936 г.
Фильм представляет киновед, историк кино Александр Дерябин.
· «Строгий юноша», Абраам Ромм, 1936 г.
Фильм представляет киновед, историк кино, деятель кинокультуры Ирина Гращенкова.
· «Женитьба», Эраст Гарин, Хеся Локшина, 1936 г. (реконструкция Николая Изволова)
Фильм представляет киновед, историк кино Николай Изволов.
· «Бежин луг» Сергей Эйзенштейн, 1937 г. (фотофильм/ реконструкция Наума Клеймана)
Фильм представляет киновед, историк кино Наум Клейман.
· «Новая Москва», Александр Медведкин, 1938 г.
Фильм представляет киновед, историк кино Николай Изволов.
· «Закон жизни» Борис Иванов, Александр Столпер, 1940 г.
Фильм представляет киновед, критик Вячеслав Шмыров.
· «Убийцы выходят на дорогу», Всеволод Пудовкин, 1942 г.
Фильм представляет российский кинокритик, историк кино, сценарист, культуролог Майя Туровская.
· «Славный Малый», Борис Барнет,1942 г.
Фильм представляет киновед, кандидат искусствоведения Евгений Марголит.
· «Иван Грозный 2: Боярский заговор», Сергей Эйзенштейн, 1945 г.
Фильм представляет киновед, историк кино Наум Клейман.
· «Непокоренные», Марк Донской, 1946 г.
Фильм представляет киновед, кандидат искусствоведения Евгений Марголит.
· «Счастье» («Стяжатели»), Александр Медведкин, 1934 г.
Фильм представляет киновед, историк кино Николай Изволов.
Анимация
Все анимационные фильмы представляет историк анимации Георгий Бородин.
- «Межплантеная революция», 1924 г.
- «Дядя Степа», 1939 г., ч.2
- «Журнал №2», 1940 г., ч.1
- «Журнал Союзмультфильма №2» 1941 г., ч.1
- «Били! Бьем! Будем Бить!», Дмитрий Бабиченко, 1941
- «Скорая помощь», Ламис Бредис, 1949 г.
Организаторы фестиваля: «КИНОклуб на Винзаводе» и проект F5
Креативный партнер проекта: Saatchi & Saatchi Russia
Партнеры проекта:
Музей Кино
Киноконцерн «МОСФИЛЬМ»
СПб студия документальных фильмов
«Кино без попкорна»
«Тройка Диалог»
«Айдан галерея»
GENERATION CAMPUS |